ОРИКИ ОБАТАЛА

 

Oriki описывают его как "тот, у кого хватило смелости поставить ружье в угол".

Также в них рассказывается о том, что Обатала построил свой дом рядом с Небесами, и выкрасил его весь белой краской. Он сам одевался в белое, и все предметы, которыми он пользовался в течение дня, были белыми. Он был высок и красив, как говорится в одном из Odu об этом художнике Оlodumare. Oriki восхваляют так:

 

Город его - Iranje
Он художник Оlodumare
Им вылеплены головы младенцев
И черные, и белые были созданы Обатала.

 

Когти его на всех лапах
они могут серьезно поранить ребенка
Arodewogun поставил отметины и на
белого, и на черного человека
Он оставил шрам без ножа
Он - Король-Бог
Тот-кому-мы-молимся-каждый-день.

Он взял черного козла
Чтобы очистить от зла свое дитя
Он взял сердце козла
Чтобы спасти жизни человечества на грани разрушения
С помощью улиток он спас и мою жизнь.

 

Oriki Obatala обращаются к некоторым эпизодам Odu Ifa, и представляют собой жанр, который каждый почитатель Obatala должен знать, чтобы пробудить свой дух.

 

 

Oriki Obatala


Орики Обатала

 

Притча

Ойо: город Алаафин
(из корпуса Огбе Алара)

 

В дебрях могучих деревьев в лесу

Разросшиеся корни скрывают тропу

Путникам сложно тропою пройти

Ifa дал Джегбе совет как идти,

Джегбе охотясь, Ойо поймал:

Город Алаафина стал

Джегбе: Если странный придет,

в доме твоём пусть приют он найдёт.

 

В далекие времена жил на свете охотник по имени Джегбе. В действительности он не был простым охотником - он был Принцем, и был он храбрым, отважным, хорошо знал целебные травы и умел лечить ими. Он был больше, чем просто охотник, потому что мог убить не только антилопу, но даже слона.

И вот однажды случилось так, что Джегбе убил на охоте слона, и поспешил домой, чтобы сообщить об этом жителям своего селения, которые помогли бы ему разделывать и нести тушу огромного животного. Люди, услышав об этом, пришли в крайнее возбуждение и поспешили за охотником.

Однако, подойдя к месту, где он оставил свою добычу, Джегбе увидел, что слон превратился в огромную груду камней. В сомнениях он продолжал петлять сквозь заросли, делая вид, что не может вспомнить дорогу. Так переходили они с места на место, и в конце концов сопровождающие его решили, что Джегбе лишь воображает, что убил слона. Они отправились обратно в селение, возмущаясь тем, что вместо обещанного слона нашли лишь груду камней. Вскорости о происшествии было забыто, и все вернулись к своим обычным делам.

Несколько дней спустя, Джегбе опять взял ружье и отправился на охоту. После недолгой прогулки он подстрелил буйвола, и немедленно побежал в селение. Он хотел, чтобы люди помогли ему разделать тушу животного, и унести ее домой. Он заверил их, что место, где он оставил убитого буйвола, было недалеко от селения. С подбадривающими возгласами они опять побежали за Джегбой, но едва прибыли на место, как буйвол превратился в валун.

Спутники Джегбе очень разочаровались и разозлились. Они обвинили его в том, что он не умеет охотиться, и посоветовали найти себе другое занятие, если с охотой у него ничего не получается. Джегбе и сам был сбит с толку. Он попросил у товарищей прощения, и они все разошлись по своим домам.

Еще через несколько дней Джегбе снова пошел на охоту. Это было рано утром. Он выследил и убил антилопу, и снова помчался домой, чтобы рассказать людям о своей новой добыче. Однако он не посмел пойти к старейшине, потому что и так уже дважды его разочаровывал. Наоборот, он рассказал об антилопе лишь родственникам и друзьям.

Как и раньше, они последовали за ним, но придя на место, обнаружили вместо антилопы муравейник. Джегбе был подавлен и угнетен, он попросил у товарищей прощения и отпустил их домой.

Вернувшись в селение, он первым делом пошел к своему Бабалаво. После предсказания священник сказал, что Джегбе должен принести в жертву свое единственное одеяние. Также в качестве жертвы была нужна большая крыса, четыре петуха и триста двадцать раковин каури. После ритуала священник вернул Джегбе одежду и крысу, и сказал, что Джегбе должен сжечь свою одежду в зарослях подальше от дома, и ночью спать там же нагишом.

Джегбе сделал все, как сказал священник. Его одежда расцвела лепестками пламени, и от нее остался только пепел, а Джегбе все стоял у прогорающего костра. В это время около тысячи правителей со своими воинами, возвращаясь с поля боя и потеряв дорогу домой, увидели костер Джегбе. Они пошли на виднеющийся среди деревьев огонь, и когда вышли к костру, с удивлением обнаружили обнаженного Джегбе, спящего рядом.

Такая встреча очень удивила правителей и их войско.

После недолгих переговоров Джегбе объяснил им, что осесть в этой местности они могут лишь с разрешения его отца. Поэтому охотнику дали новую одежду и лошадь, чтобы он мог быстрее добраться до селения, и послали к старейшине.

В селении Джегбе рассказал ему обо всем случившемся - о том, что сказал ему Бабалаво, и как он выполнил его указания, и о том, как появилось войско, сбившееся с пути и желающее осесть в этих местах. Но никто из собравшихся жителей не воспринял рассказ Джегбе всерьез, ведь все теперь считали его обыкновенным выдумщиком. Только представьте, что тот, чей слон вдруг становится грудой камней, буйвол - валуном, а антилопа - муравейником, - заявляет о своем новом открытии. Над ним просто посмеялись, а старейшина сказал, что Джегбе может поступать с войском и его предводителями, как ему удобно, и селить их там, где ему вздумается, только подальше от селения. На таком расстоянии, какое он сможет проскакать на лошади за день.

Джегбе вернулся туда, где он оставил чужаков. Он передал им слова вождя, и они отправились в путь. Когда солнце почти скрылось за горизонтом, и когда их лошади начали спотыкаться от усталости, они остановились. И на том самом месте они почувствовали, что именно здесь должны основать поселение.

 

Королевский дворец, г. Иле Ифе, Нигерия

Спотыкаться на языке Йоруба звучит "йо", поэтому они назвали свое поселение Ойо - так появился город, известный и сегодня как город Ойо.

Отца Джегбы звали Одудува. Охотился Джегба в Иле-Ифе. Старые легенды гласят, что именно оттуда пришел народ Ойо.

_____________________

*Алаафин – правитель Королевства.

Все права принадлежат © Iyanifa Ifayemisi Ifabunmi Ifatoke Sokunbi, 2004-2017г.