Опон Ифа

Сердце традиции Йоруба

Йоруба — группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку - от устья реки Нигер до Гвинейского залива или государства Нигерия, Того, Бенин, Гана (26,2 млн. человек, 1992). Язык йоруба относится к западной ветви Бенуэ-конголезской семьи. Общее число, говорящих на йоруба 40 миллионов человек.

Религия - Йоруба издревле исповедуют политеистическую религию Ифа Ориша, повлиявшую на рождение Вуду и других религиозных афро-бразильских традиций. Есть так же христиане и мусульмане-сунниты. Однако именно Ифа’Ориша, является настоящим сокровищем среди религий мира. Эта одна из самых древнейших традиций, хранителями тайн, которой являются народы йоруба. По некоторым источникам, традиции Ифа’Ориша, гораздо более 10 000 лет и она является основой многих традиционных религий мира, исповедуемых ныне на Земле. Именно по этой причине, мы обращаем наши взоры к народу йоруба, желая понять и изучить Ифа’Ориша. С целью поисков истоков древних знаний, мы побывали в Нигерии, где проживает более 15 млн. йоруба, которые хранят секреты Ифа’Ориша.

Нигерия, культура НокСчитается, что предки йоруба создали шедевры, принадлежащие археологической культуре Нок в 1 тыс. до н. э. Многочисленные свидетельства, позволяют сделать вывод, что люди культуры Нок были знакомы с технологией выплавки и обработки олова и железа. Эти навыки позволили им не только революционизировать сельскохозяйственное производство, но и приступить к изготовлению оружия, с помощью которого завоевывались территории и создавались более крупные политические образования.

Одним из главнейших городов Йорубаленд в юго-западной части Нигерии является город Ифе (любовь). Согласно легенде, он был основан в том месте, где впервые ступила на землю нога Орунмилла. Когда-то он был столицей средневекового царства, созданного Предками йоруба. Археологические материалы показывают, что расцвет Ифе приходился на XIV в. н.э. Археологи нашли в городе остатки крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков. Во многих музеях мира хранятся скульптуры мастеров-литейщиков из Ифе: головы людей, отлитые из бронзы или вылепленные из глины. Они изображали Предков и считались священными. Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным прародителем йоруба почитается Одудува. Статуэтки Одудува и его жены сегодня находятся в историческом музее Ифе. Город населяли земледельцы и ремесленники: ткачи, литейщики, кузнецы, гончары, резчики. У горожан, были участки земли в самом городе или недалеко от него, на которых возделывались зерновые культуры, хлопок, различные фрукты. Нигерия, Бронзовая голова из г. Ифе

В городе Ифе, который сегодня зовут Иле Ифе (семья любви), находится известнейший храм Оке Иташе, он стоит на священном холме. По легендам, он был построен Орунмилла и в нём служат 16 Жрецов – хранителей Оду.

Основатели правивших в Ойо и Бенине династий были выходцами из Ифе. Бенин уже существовал как государственное образование, когда его правители пригласили на царство принца Ифе Оранмияна, который стал основателем династии королей Бенина.

Столкнувшись с трудностями в управлении Бенином, Оранмиян передал власть своему сыну, рожденному в браке с бенинкой, а сам обосновался в Ойо.

Могущественное государство Ойо также населял народ йоруба и он был вторым не менее крупным городом Йорубаленд. Правил им Алафин (на языке йоруба — «хозяин дворца»). Простые люди не могли его видеть и слышать. В те времена большим влиянием в Ойо пользовались Жрецы Ифа’Ориша. Культ Шанго был главенствующим в те времена. Шанго считали предком Алафина.

Нигерия, голова из г. ИфеВласть царя Ойо ограничивал совет крупнейших сановников из семи человек — «ойо меси». Если Алафин принимал неугодные им решения, ойо меси посылал ему яйцо попугая или пустой калебас — сосуд, выдолбленный из тыквы. По обычаю страны этот «подарок» означал, что люди устали от правления царя и ему пора «уснуть», т. е. кончить жизнь самоубийством. Только один раз за всю историю Ойо Алафин осмелился отказаться от яиц попугая и, вместо того чтобы умереть самому, убил своих сановников.

Большинство населения Ойо составляли крестьяне-земледельцы. Они работали на полях правителя своей округи, бесплатно строили и чинили господскую усадьбу и каждый год посылали ему подарки. В городах жило много ремесленников. Их изделия, особенно ткани, высоко ценились в других странах. Через территорию Ойо проходили важные торговые пути. Они соединяли побережье Гвинейского залива с внутренними областями Западной Африки. По этим путям большие караваны рабов-носильщиков вели с запада Судана лошадей, несли соль, медь и другие товары, которых не было в Ойо. А на север отправлялись орехи кола, слоновая кость, ткани. Деньгами служили связки раковин каури, которые иноземные купцы привозили с Мальдивских островов Индийского океана.

IRE O.

 

© Авторизированный перевод Светояр, февраль 2007 г.

Сердце традиции Йоруба

Йоруба — группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку - от устья реки Нигер до Гвинейского залива или государства Нигерия, Того, Бенин, Гана (26,2 млн. человек, 1992). Язык йоруба относится к западной ветви Бенуэ-конголезской семьи. Общее число, говорящих на йоруба 40 миллионов человек.

Религия - Йоруба издревле исповедуют политеистическую религию Ифа Ориша, повлиявшую на рождение Вуду и других религиозных афро-бразильских традиций. Есть так же христиане и мусульмане-сунниты. Однако именно Ифа’Ориша, является настоящим сокровищем среди религий мира. Эта одна из самых древнейших традиций, хранителями тайн, которой являются народы йоруба. По некоторым источникам, традиции Ифа’Ориша, гораздо более 10 000 лет и она является основой многих традиционных религий мира, исповедуемых ныне на Земле. Именно по этой причине, мы обращаем наши взоры к народу йоруба, желая понять и изучить Ифа’Ориша. С целью поисков истоков древних знаний, мы побывали в Нигерии, где проживает более 15 млн. йоруба, которые хранят секреты Ифа’Ориша.

Нигерия, культура НокСчитается, что предки йоруба создали шедевры, принадлежащие археологической культуре Нок в 1 тыс. до н. э. Многочисленные свидетельства, позволяют сделать вывод, что люди культуры Нок были знакомы с технологией выплавки и обработки олова и железа. Эти навыки позволили им не только революционизировать сельскохозяйственное производство, но и приступить к изготовлению оружия, с помощью которого завоевывались территории и создавались более крупные политические образования.

Одним из главнейших городов Йорубаленд в юго-западной части Нигерии является город Ифе (любовь). Согласно легенде, он был основан в том месте, где впервые ступила на землю нога Орунмилла. Когда-то он был столицей средневекового царства, созданного Предками йоруба. Археологические материалы показывают, что расцвет Ифе приходился на XIV в. н.э. Археологи нашли в городе остатки крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков. Во многих музеях мира хранятся скульптуры мастеров-литейщиков из Ифе: головы людей, отлитые из бронзы или вылепленные из глины. Они изображали Предков и считались священными. Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным прародителем йоруба почитается Одудува. Статуэтки Одудува и его жены сегодня находятся в историческом музее Ифе. Город населяли земледельцы и ремесленники: ткачи, литейщики, кузнецы, гончары, резчики. У горожан, были участки земли в самом городе или недалеко от него, на которых возделывались зерновые культуры, хлопок, различные фрукты. Нигерия, Бронзовая голова из г. Ифе

В городе Ифе, который сегодня зовут Иле Ифе (семья любви), находится известнейший храм Оке Иташе, он стоит на священном холме. По легендам, он был построен Орунмилла и в нём служат 16 Жрецов – хранителей Оду.

Основатели правивших в Ойо и Бенине династий были выходцами из Ифе. Бенин уже существовал как государственное образование, когда его правители пригласили на царство принца Ифе Оранмияна, который стал основателем династии королей Бенина.

Столкнувшись с трудностями в управлении Бенином, Оранмиян передал власть своему сыну, рожденному в браке с бенинкой, а сам обосновался в Ойо.

Могущественное государство Ойо также населял народ йоруба и он был вторым не менее крупным городом Йорубаленд. Правил им Алафин (на языке йоруба — «хозяин дворца»). Простые люди не могли его видеть и слышать. В те времена большим влиянием в Ойо пользовались Жрецы Ифа’Ориша. Культ Шанго был главенствующим в те времена. Шанго считали предком Алафина.

Нигерия, голова из г. ИфеВласть царя Ойо ограничивал совет крупнейших сановников из семи человек — «ойо меси». Если Алафин принимал неугодные им решения, ойо меси посылал ему яйцо попугая или пустой калебас — сосуд, выдолбленный из тыквы. По обычаю страны этот «подарок» означал, что люди устали от правления царя и ему пора «уснуть», т. е. кончить жизнь самоубийством. Только один раз за всю историю Ойо Алафин осмелился отказаться от яиц попугая и, вместо того чтобы умереть самому, убил своих сановников.

Большинство населения Ойо составляли крестьяне-земледельцы. Они работали на полях правителя своей округи, бесплатно строили и чинили господскую усадьбу и каждый год посылали ему подарки. В городах жило много ремесленников. Их изделия, особенно ткани, высоко ценились в других странах. Через территорию Ойо проходили важные торговые пути. Они соединяли побережье Гвинейского залива с внутренними областями Западной Африки. По этим путям большие караваны рабов-носильщиков вели с запада Судана лошадей, несли соль, медь и другие товары, которых не было в Ойо. А на север отправлялись орехи кола, слоновая кость, ткани. Деньгами служили связки раковин каури, которые иноземные купцы привозили с Мальдивских островов Индийского океана.

IRE O.

 

© Авторизированный перевод Светояр, февраль 2007 г.

Все права принадлежат © Iyanifa Ifayemisi Ifabunmi Ifatoke Sokunbi, 2004-2017г.