Уроки Ифа от Awo Фалокун Фатунмби.

За несколько лет некоторые жрецы Ifa, посвященные за пределами Африки, попросили меня представить их старейшинам в Ode Remo. В большинстве своем они представляли традицию Lucumi. Все они были серьезно заинтересованы в понимании традиционной Африканской практики Ifa. При посещении Babalawo Ode Remo, самый младший Babalawo в деревне сначала проверяет знание Ifa посетителем, а затем приветствует его как посвященного. По мере Вашего познания Ifa и достижения определенных уровней обучения Вы знакомитесь с жестами и знаками, которые указывают на Ваш уровень знаний. Высокие уровни знания не могут быть приобретены в различных школах Ifa, которых так много по стране просто потому, что они, по всей видимости, не способны дать эти знания. Знающие awo открывают дверь на высшие уровни обучения только в случае полной уверенности в Вашей способности пройти их. Так происходит всегда, и никак иначе. Проверка всегда одна и та же, проверка на смирение. Когда Вы видите awo, не проявляющего полного смирения, рассматривайте этот поступок как точный указатель уровня его обучения. 10 Babalawo из Африки, никогда не видевших друг друга ранее, при входе в комнату могут быстро и не общаясь друг с другом определить иерархический статус каждого. Вот причина связанного с сохранением тайны awo и упорядоченным процессом открытия ворот между Icole Orun Icole Aye. Когда Babalawo собираются на молитву, открытие ворот между Icole Orun Icole Aye происходит через ori старшего посвященного в комнате. Задачей другого Babalawo является поддержка открытия, проходящего через старшего. Если существуют разногласия в определении старшего, открытие не происходит вовсе и вся духовная работа – просто потеря времени. Awo руководствуется естественным законом, это первое правило, беспорядок в структуре создает хаос, а где есть хаос, там нет ase и там нет awo. Если я пойду к Babalawo за предсказанием, то из того, как я поклонюсь циновке он поймет, что я был посвящен в Ifa. То, как я его поприветствую далее, укажет мой уровень обучения. Все эти правила и структуры были созданы Egbe Ifa тысячи лет назад для того, чтобы упрочнить спокойное общение между людьми и Духом. Доступ к Ifa Egun (посвященные предки) открывается только тогда, когда Egun узнает структуру ритуала. Egun образуют основу для связи с Духом. Если эта основа находится не на своем месте, контакта с awo не будет. Мое отношение к необходимости пользоваться традиционными выражениями в правилах очень простое: не надо чинить то, что не сломано (от добра добра не ищут). Если Вы считаете, что Ваш путь лучше, докажите мне это, продемонстрировав Ваш контакт с awo. Если Вы не приняли традиционные правила, то вероятность того, что Вы обучились awo, стремится к нулю. Через 10 лет после того, как я начал писать об Ifa, число почитателей Orisa, которые стремились к посвящению в Ifa, выросло по экспоненте и теперь оно гораздо больше, чем я мог вообразить в тот день, когда сидел в одиночестве в подвале своего дома в Окленде с записями и книгами, сваленными в кучу на столе, и пытался представить, что означает быть посвященным в Ifa. К моменту написания Ifa-pele я уже 5 лет изучал Ifa в Центрально-Европейском линейном стиле, собирая сведения и пытаясь понять, почему В следует из А. Я не прошу извинения за такой подход к делу, потому что в то время мне не с чем было сравнивать. В первый день моего первого визита к Ode Remo я осознал, что все мое обучение по книгам, все мое знание теологии и все мои старания понять язык были бесполезны, когда я нахожусь у ног истинного awo. С того момента мой личный рост включал попытки установить баланс между Центрально-Европейской линейной точкой зрения на реальность и Центрально-Африканской круговой, потому что я живу в мире, где эти два противоборствующих мнения сталкиваются в надежде быть услышанными. Центрально-Европейское линейное мировоззрение – это эффективный способ сбора информации. Он начинает противоречить сам себе в тот момент, когда понятия способности собирать данные и привилегированности путаются. Духовный рост прекращается, если человек однажды спутал понятия «собирать объективные факты» и «необходимость ввязываться в процесс постоянного критического самоанализа». Этот простой закон природы был настолько забыт Западной культурой, что идея о привилегированности поставила на грань разрушения целую планету. Если последствия высокомерия не уничтожены, у Esu есть возможность проникнуть во внутрь. Обманщик Esu необходим нам для напоминания о том, что человек может не всегда находиться в согласии с желаниями Творца. Я опасаюсь, что многие мои попытки объяснить awo были неверно истолкованы или проигнорированы. В связи с сообщением, полученным от Sango, я полагаю необходимым взять на себя ответственность за эту не слишком хорошую ситуацию и признать ее провалом эффективного общения. Это попытка очень уставшего человека привнести ясность в фундаментальные принципы Ifa, формируя базис для изучения awo. Я молюсь моим учителям, моему ori, Egun, Irunmole и Igbamole дать мне совет, как найти нужные слова, чтобы рассказать о понятиях, не имеющих эквивалентов в английском языке. Я начну с первого пункта и постараюсь объяснять как можно более просто и прямо. Прохождение через tefa (посвящение в Ifa) не сделает Вас Babalawo. Прохождение через tefa подготавливает Ваше ori (сознание) для изучения awo. Вы не станете Babalawo, пока не познаете и не поймете тайны awo. Не существует письменного теста для определения знания и понимания awo. Вы становитесь Babalawo, когда Ваш старший разрешает вам практиковать Ifa. Если разрешение практиковать Ifa исходит от человека, не знающего awo, тогда оно является бесполезным, опасным, самонадеянным, неэффективным, дерзким, вводящим в заблуждение и болезненно сумасшедшим. Чем больше человек познает awo, тем более смиренным он становится, воспринимая то, что считается непознанным. Это есть внутреннее представление Iwa-pele (кроткость характера), мы становимся кроткими и воздержанными настолько, чтобы не тревожить еще не понятое нами. Дух отмечает дурака высокомерностью. Человек, претендующий на всезнание, претендующий на всемогущность, человек, считающий, что все его внутренние противоречия разрешились, подобен скорому крушения поезда. Я еще помню те времена, когда решение о создании раздельных туалетов было воспринято как выражение воли Господа. Учение Ifa гласит, что любой человек, требующий говорить для Творца, вызывает конфликт с Esu. После 13 лет обучения я считаю, что нахожусь в той точке, где только начинаю видеть, что есть awo, не больше и не меньше. Я думаю, что способен выделить несущих в себе ase, основанное на их контакте с тем или иным проявлением awo. Я знаю достаточно, чтобы заявить, что я не Babalawo, я остаюсь на уровне учащегося, и в лучшем случае я могу называться студентом Ifa или omolawo (дитя секретов). Так как я осознаю свой предел познания, я обращаюсь к каждому, в ком распознаю потенциального учителя и потенциального старшего. Люди, сделавшие шаг вперед, чтобы на мгновение показать мне awo, не всегда оказывались теми, к кому я обращался за советом. Если Вы хотите узнать, является ли человек Babalawo или нет, то его способность доказать, что он прошел через tefa ни о чем не говорит. Babalawo может процитировать по крайней мере по 4 стиха каждого из 256 odu. Babalawo может вызывать все проявления Духа, к которым мы обращаемся, чтобы выжить на планете. Babalawo знает священную силу всех трав вокруг него. Babalawo может исцелить лучше, чем любой западный врач. Babalawo может противостоять Iku (Дух Смерти) и оживить умершего. Babalawo может менять погоду. При вызове Oya бушует ураган. При вызове Osun идет дождь. При вызове Sango по небу разливается свет. Когда Babalawo отправляется в страну птиц, он находит способ усмирить гнев матерей, изменив то, что стало причиной гнева. Когда Babalawo видит голод в деревне, он находит способ накормить свою большую семью. Видя бесплодную женщину Babalawo делает ее способной иметь детей. При виде несправедливости Babalawo призывает силы мира и стабильности. При виде старшей матери Babalawo проявляет к ней должное уважение как к последнему источнику awo в мире. Если что-то из вышеперечисленного не выполняется, это показывает, что Babalawo все еще обучается, и здесь больше не о чем говорить. Если на ваш ритуал приходит незнакомец, утверждающий, что он Babalawo, у Вас есть полное право попросить его продемонстрировать его контакт с awo. Если он не проходит проверку, то самое доброе, самое сочувствующее, что вы можете сделать, это сказать: «Iyawo, положи свою циновку в угол комнаты, не волнуйся и постарайся что-нибудь выучить». Я говорю это, потому что для посвященного в Ifa утверждать свои полномочия во время ритуала Orisa – табу. Если на ритуале Orisa присутствуют Ifa, то их задача – оказывать поддержку, не принимая на себя весь контроль, основанный на ложном представлении высокого статуса. Помните, там, где есть высокомерие, там нет awo. Западная культура достигла такого уровня дисфункции и злоупотребления, что неуверенность и низкая самооценка превратились в эпидемию. Наша культура страдает от иллюзии, что мы можем повысить самооценку, приобретая духовные титулы, дающие видимость власти. Духовный рост происходит внутри, а не в титулах. Это закон природной мудрости – развиваться, а не приобретать. Когда Вы пытаетесь решить внутреннюю проблему с помощью приобретения власти, Вы должны запугать и заставить других людей принять цену, заплаченную Вами за приобретенное, чтобы убедить себя, что Вы вложили деньги в хорошее дело. Возникает ситуация, когда становится верна поговорка: боятся - значит, уважают. Социологи называют это явление фашизмом, который представляет собой общественную структуру, построенную на насилии. Через фашистскую модель социальной организации невозможно добиться контакта с awo. Egun Egbe Ifa не отвечает этому приближению. Любой человек, имеющий даже самый легкий намек на осознание awo, знает и понимает, что единственный путь к awo – это безусловная любовь. Символическое значение нашего священного города Ile Ife обозначает место, где любовь пришла на Землю. Вы не сможете купить awo. Вы можете только двигаться к нему шаг за шагом. Движение к awo происходит только тогда, когда происходит постоянный процесс уничтожения того, что называется высокомерием. На языке Yoruba тот, кто смог проделать внутреннюю работу по очищению ori от высокомерия, называются показавшими iwa-pele. Ifa основана на вере в невозможность достижения awo без iwa-pele. Если бы я жил в Ode Remo, мое обучение проходило бы намного быстрее, и став дедушкой, я мог бы считать себя в праве называться Babalawo. Но меня там пока нет. Если читающий эти строки серьезно намерен стать Babalawo, я разделю с ним процесс обучения, что будет полезно для меня в Диаспоре. Когда я нахожусь в окружении других посвященных, я считаю себя iyawo (недавно посвященный жрец) и стараюсь вести себя соответственно. Будучи студентом Ifa, в мои обязанности входит слушать и запоминать. Я никогда не добиваюсь власти, основанной на безумном желании стать верховным жрецом, страшим жрецом, всезнающим пророком или хранителем какой-то великой тайной мудрости. Я никогда не буду требовать какого-то определенного обращения к себе, и я всегда буду kunle любого человека старше меня по возрасту за жизненный опыт и мудрость, независимо от того, посвященный он или нет. В особенности это относится к нашим праматерям. Наши праматери – хранительницы awo, которые даны нам для выживания во враждебном мире, который не уважает понятия woman hood, семья, развитие характера и сохранение родовой мудрости. Каждая праматерь, соединяющая нас с нашей верой, в любом случае достойна почестей, а мы таким образом получаем доступ к глубинам ее мудрости. Любого человека, называющего себя Babalawo и не понимающего этого основополагающего принципа, нужно хорошенько стукнуть кирпичом по голове. Без Iyaami нет Ifa. Любой, называющего себя Babalawo и не понимающий значения этой фразы, также не обратил внимания на то, был ли он посвящен по настоящему или прошел фальшивый обряд посвящения в то, что недостойно называться Ifa. Я говорю эти вещи как можно мягче и молюсь, чтобы я никогда не произнес того, что я действительно обо всем этом думаю. Для тех, кто заинтересован в практиковании веры наших предков и не хочет терять время на всякую ерунду, претендующую на название Ifa, я делаю простое предложение: определите происхождение любой группы, претендующей на проведение посвящения Ifa. Любой Babalawo, посвященный в Lucumi, может проследить свою родословную по меньшей мере до 4 веков назад. Такого человека можно и нужно воспринимать всерьез. Любой Babalawo, посвященный в Африке, может проследить свою родословную вплоть до того времени, когда по Земле ходил Orunmila. Любой Babalawo, посвященный в Деревне, может проследить свою родословную до различных мест в Западной Африке. Эти родословные охватывают все возможные контакты с Egun из Egbe Ifa. Любой человек, посвященный в американской школе Ifa, может проследить свою родословную лишь до основателя этой фабрики. Умение проследить свою родословную на одно поколение назад дает Вам доступ к Egun этого человека. Назвать это Ifa – все равно что осмеять использование языка как формы общения. У меня есть собственное мнение, влияющее на мое предпочтение африканского стиля Ifa. Мои попытки высказать это мнение часто неправильно истолковывались и понимались как неуважение традиций Lucumi и других представлений культа Orisa, развиваемых в Диаспоре. Это не верно. Целью моих изучений было восстановить те части Ifa, которые казались мне утерянными в процессе обучения. Я постарался сделать результаты моего труда максимально доступными для людей из любой родословной, стремящихся к awo. Я прошу прощения у всех, кто пострадал от моей неудачной попытки, особенно у Baba Ed James, который пытался объяснить мне, что меня не понимают, но в то время я был еще недостаточно зрелым, чтобы услышать его. Явление, на которое я хочу здесь обратить внимание, часто встречалось в истории религии. Теологи называют его реанимацией фальшивых пророков. Пророк – это человек, пытающийся применить вселенские и вечные принципы какой-либо религиозной традиции к конкретной исторической ситуации. Мартин Лютер Кинг был пророком. Malson X был пророком. Ганди был пророком. Нельсон Мандела был пророком. Задачей пророка является приспособить естественный закон к жизни и времени людей, принимающих частичную систему духовной веры. Тот, кто пытается повлиять на направление Orisa своих семей в имени Ifa, без контакта с awo, вызывают конфликт с обманщиком Esu. Те, кто серьезно заинтересован в использовании awo для улучшения качества жизни на Земле и те, кто хочет использовать awo для развития характера в духовном путешествии iwa-pele, должны учиться вместе, чтобы узнавать фальшивых пророков среди людей. Центрально-Европейский линейный взгляд на мир, основанный на высокомерии и чувстве собственного превосходства, ведет к позорному обнародованию соответствующей культуры. Это явление – проклятие того, что называется Движением Нового Века, которое дошло до попыток фальшиво требовать господства любой культурной традиции, обещающей спасение. Большая часть геоцентрических духовных традиций разделяют мнение, что все мы - дети Создателя. Это не означает, что они готовы отказаться от права защищать значение и формы выражения культурной мудрости. Чтение ни одной из моих книг не дает никому морального права считать, что они знают больше, чем люди, действующие исходя из линейного стиля awo. Это как раз тот тип мышления, который поддерживал веру, что Америка заслуживает такое непропорциональное распределение мировых ресурсов. Это мнение противоположно тому, которое порождает реакции насилия на это частичное проявление высокомерия. Тайна awo подсказывает мне, что существует наилучший путь.



Iyalaje, авторизированный перевод 12.10.2004

Все права принадлежат © Iyanifa Ifayemisi Ifabunmi Ifatoke Sokunbi, 2004-2017г.